Все, кто знаком с термином Бережливое производство, точно знают, определение потерь. Многие вспомнят пару-тройку, а то и все семь их видов. Но на практике не все смогут ответить, что является потерями, а что ценностью, например, в работе руководителя, сотрудника службы персонала или бухгалтера. Попробуй, скажи ему, что он «не приносит ценность», он тебе ответит, когда придешь сдавать авансовый отчет. Попробуем разобраться.
Оправдание потерь
Определение потерь следует из тезиса о неготовности клиента платить за каждое действие производителя товара или услуги. Если действие требует затрат ресурсов и клиент не готов их оплачивать - зачем это делать? Иногда строгость определения заводит в тупик людей практических, и они не понимают применимости этого заморского тезиса. В этом случае можно классифицировать потери на: явные и скрытые. Явные потери не имеют никакого оправдания своего существования. Скрытые потери имеют свое объяснение.
Приведу пример. Оператор ходит за инструментом туда-обратно. Этому можно найти свое объяснение: «Дорогой инструмент, поэтому храним его в надежном месте», «Дорогой инструмент – используют несколько операторов», «Инструментом не так часто пользуются, поэтому один комплект на несколько рабочих мест». Это логичное оправдание скрытых потерь.
Оправданные потери - это оплата страховки от рисков
Оправдание неявных потерь связано со стремлением не допустить еще большие потери. Это меры по уменьшению риска возникновения брака (например, контроль детали), риска превышения затрат (дополнительные расходы на покупку утерянного инструмента).
Оправдание потерь не означает окончания борьбы с ними
Чтобы научиться бороться со скрытыми потерями, необходимо правильно оценивать риски: от чего страхуют неоправданные клиентом затраты, во что это обходится предприятию, насколько меры адекватны, до какого уровня следует снижать риск, каков уровень приемлемого риска.
Необходимых видов действий всего шесть!
Приведенные выше вводные привели меня к осознанию того, что все сотрудники организации выполняют всего шесть видов оправданных действий, или, правильнее сказать, три пары действий:
Пользуясь терминологией бережливого производства, к ценности можно отнести лишь один вид – добавление потребительских свойств продукту или услуге. Остальные пять относятся к потерям второго рода, или неявным потерям. Все прочие (неперечисленные) действия относятся к потерям (яп. - muda), и значит, подлежат устранению, и неважно, выполняет их начальник, бухгалтер или простой рабочий.
Все шесть видов оправданных действий можно и нужно улучшать, т.е. повышать скорость, качество, безопасность и снижать издержки.
Задумайся, чем ты занят
Предложенная трактовка оправданных действий позволяет разобраться в роли руководителей, контролеров, обслуживающих подразделений и служб с точки зрения бережливого производства. Это важно потому, что в классическом понимании ценности по-тойотовски, руководителей просто не видно, также как половины сотрудников предприятия. Это отчасти вызывает отторжение у людей, которые «ценности не производят», – как если бы их обозвали тунеядцами, или они делали-делали, а потом им сказали что все это зря.
Если ценность и явные потери при работе рядового сотрудника многие видеть уже научились, то с неявными потерями дело обстоит сложнее. Особенно когда необходимо найти потери в работе людей, непосредственно не связанных с основным производством продуктов или услуг.
Практическое исследование
Предлагаемое исследование позволит по-новому взглянуть на свою работу, даст возможность увидеть резервы для улучшения.
Попробуйте отразить все выполняемые вами в течение дня действия в предложенном разрезе (см. таблицу ниже). Не забывайте указывать: что делали и сколько времени на это потратили.