Непрерывное усилие, а не сила или интеллект - является ключом к задействованию нашего потенциала.
Уинстон Черчиль
Мы продолжаем серию публикаций, разъясняющих базовые принципы операционного совершенства. Эта статья посвящена непрерывности улучшений и в ней мы расскажем о различиях непрерывных и разовых улучшений, базовом цикле совершенствования PDCA, цикле стабилизации SDCA.
Если задать вопрос менеджеру среднего звена о его функциях, то с высокой долей вероятности будет получен ответ: «Я контролирую вверенный мне участок» Т.е. следит за тем, чтобы выполнялись все стандарты. Это важная задача, но недостаточная для руководителя. Тем более, что контроль – это потери, на которые мы идем, страхуясь от еще больших потерь. На бережливом предприятии мы услышим ответ: «Помимо контроля за непревышением уровня потерь, я отвечаю за улучшения на моем участке». Рядовой сотрудник имеет право что-то улучшить, а руководитель – обязан улучшать.
Для того чтобы сделать что-то, нужны ресурсы. Если нужно сделать деталь, потребуются материалы, станок и инструмент, оператор, технология и время. Любое улучшение также нуждается в своих ресурсах. И если речь идет о непрерывных улучшениях, то нужно создать такую систему, которая бы генерировала их постоянно. В такой системе необходимы: информация, методы, инструменты, квалифицированные люди и выделенное время для улучшений! Следует различать разовые и непрерывные улучшения. Разница может проявиться, если оценить, чем оплачивается время, потраченное сотрудником на улучшения (Таблица 1). В первом случае, это личное время сотрудника. Руководству неинтересно, сколько и как он думал над этим, важен результат, за который сотрудник вправе требовать награду (например, он оформил рационализаторское предложение и хочет получить соответствующую премию). Во втором случае, на улучшения выделяется время. Другими словами, предприятие оплачивает время сотрудника за то, чтобы он занимался улучшениями, например, работал над сокращением времени переналадки станка.
Операционное совершенство достигается непрерывными улучшениями. Это определяет высокие требования к реализации технологии улучшений, которая выражается в воздействии на результативность процесса, а именно: улучшении качества, сокращении издержек, повышении производительности. Эта технология должна распространиться по всем уровням и подразделениям предприятия или многопрофильного холдинга. Поэтому она должна быть простой, надежной и универсальной.
Обратившись к опыту японских компаний, можно проследить использование в качестве базовой технологии улучшений цикла Деминга-Шухарта (Цикл PDCA) (Рисунок 1).
Визуальное представление цикла PDCA в виде круга, разделенного на равные сектора, имеет особый смысл. На каждый шаг должно тратиться сравнимое количество усилий и внимания. Таким образом, пользователям направляется предостережение о проблеме недостаточной или излишней проработки каждого этапа. Для российских предприятий дисбаланс, как правило, связан с чрезмерным вниманием к фазе «делай» и отсутствием полноценных фаз «планируй» и «проверяй».
Суть любого улучшения состоит, во-первых, в понимании основных факторов процесса и, во-вторых, в их изменении для получения наилучшего результата. К основным факторам процесса, которые легко запомнить, используя мнемонический прием 5M (пять английских слов на M: Man, Machine, Material, Measurement, Method), относятся: Человек, Оборудование, Материал/Информация, Система измерений, Метод/Технология.
В результате понимания перечисленных факторов может выясниться, что процесс нестабильный. В этом случае предсказать выход процесса при изменении входов окажется невозможным. Это означает, что улучшать можно только стабилизированный процесс. Таким образом, возникает другая задача, предшествующая улучшению, – стабилизировать процесс.
Стабилизация процесса
Стабилизация означает уменьшение изменчивости. Для этого применяется цикл SDCA (Standardise, Do, Check, Act) (Рисунок 2).
Решая задачу уменьшения разброса результирующих значений, разумно попытаться удерживать колебания на максимальном достигнутом уровне.
Эффект применения цикла SDCA проиллюстрирован на рисунке 3. Например, анализ работы трех различных бригад показал, что одна из них работала эффективнее. Все бригады участка работали в одинаковых условиях с точки зрения используемого оборудования, материалов и системы измерений. Различались лишь методы выполнения работы. Стандартизация технологии во всех бригадах, привела к улучшению результатов работы других бригад и приблизила их к уровню ведущей. Таким образом, выросла общая результативность участка.
Улучшение процесса
После стабилизации процесса можно пытаться его улучшить путем существенного изменения одного или нескольких факторов до уровней, недостижимых ранее. Эффект применения цикла улучшения PDCA продемонстрирован на рисунке 3. Например, в результате устранения потерь в процессе потребовалось изменить технологию и обучить операторов новому способу выполнения работы. Эти изменения позволили добиться результатов, ранее недостижимых.
Использование циклов SDCA/PDCA основано на воздействии на факторы производства (Рисунок 4) с целью улучшений, которых можно добиться двумя путями: либо стабилизировав процесс на достигнутом когда-то максимуме, или изменив условия процесса.
Непрерывные улучшения (кайдзен) - это технология воздействия на результативность процесса (улучшение качества, сокращение издержек, повышение производительности), основанная на цикле PDCA (цикл Шухарта-Деминга).
Принцип PDCA работает во всех элементах системы улучшений на предприятии: при разработке планов, при мониторинге реализации планов, при подготовке отчетности и т.д. В таблице 2 прокомментирована работа некоторых элементов, функционирующих по PDCA.
Эффективность PDCA проявляется повсеместно. Одним из подтверждений этого является использование PDCA для мониторинга статуса выполнения задач по улучшениям. Актуальность такого мониторинга объясняется повсеместной российской практикой заниматься задачей в последний день или, в лучшем случае, за день до отчетного срока.
PDCA-статус демонстрирует продвижение в решении задачи. В таблице 3 дан комментарий прохождения задачи от «нулевого» до «финишного» состояния.