Знает ли сотрудник, что улучшить на своем рабочем месте? Какова пропорция тех, кто знает и не знает? Вероятно, тех, кто понимает, что можно изменить в лучшую сторону, немало. Но сколько? Ведь, поняв это, можно решить, что с этим делать.
Некоторое время назад, мы проводили опросы сотрудников наших клиентов, где среди прочих задавался вопрос: знаете ли вы, как на своем рабочем месте: сократить потери времени, повысить безопасность, улучшить качество, сократить затраты (потери ресурсов)?
В результате обработки данных по более 30 российским компаниям различных отраслей численностью от 100 до 3000 человек у нас появилось усредненное представление об интеллектуальном потенциале предприятия (Рисунок 1). Везде пропорция ответов была приблизительно одинакова, т.е. практически отсутствовала зависимость от размера организации, отраслевой принадлежности и прочих аспектов.
Участники опроса продемонстрировали уверенность в наличии больших резервов по ключевым направлениям улучшений: качество, безопасность, производительность, издержки. При этом исключено объяснение такой картины некомпетентностью персонала, либо конъюнктурными соображениями. Анонимный опрос проводился, в том числе, в международных компаниях, работающих в России, являющихся мировыми лидерами своих отраслей.
Согласитесь, резерв впечатляет. Даже если опрашиваемые в ряде случаев ошибались, либо их улучшения приведут не к устранению, а к перераспределению потерь, резерв остается значительным. Почему он не используется?
И самое интересное открытие: процент людей, уверенных в возможности улучшений своего участка работы, – величина постоянная! Это означает, что можно не бояться уменьшения этого потенциала. Вопрос лишь в том, сможем ли мы его взять?